Интервью с вице-президентом Федерации мотоциклетного спорта Украины Сергеем Лятосинским: "Цена победы бывает слишком высока" Интервью с вице-президентом Федерации мотоциклетного спорта Украины Сергеем Лятосинским: "Цена победы бывает слишком высока"
По разнообразию видов мотоспорт уступает, пожалуй, только королеве спорта - легкой атлетике. В его арсенале и кросс, и ипподром, и шоссейно-кольцевые, и многодневные гонки, триал и спидвей. Причем у спидвея две разновидности: гаревая и ледовая. Об этом не очень хорошо знакомом для нас виде спорта и рассказывает вице-президент федерации мотоспорта Украины, президент спортивного клуба "СКА-Спидвей" Сергей Лятосинский.
- История украинского спидвея берет свое начало в конце 50-х годов. В 1959 году впервые в Ровно состоялись соревнования, после чего кольцевые мотогонки в стране начали развиваться более активно, - начал свой рассказ Сергей Викторович. - Одним из главных центров стал Львов. Благодаря близости заграницы, на турниры различного ранга стали приезжать гонщики из Польши и Чехии.
Пока был СССР спидвей процветал в Украине. На тот момент в стране насчитывалось 9 треков. Но после распада Союза начал приходить в упадок и этот вид спорта. Правда, сейчас положение немного изменилось в лучшую сторону. Начали потихоньку восстанавливать старые треки, да и количество людей, которые занимаются спидвеем, значительно увеличилось.
В прошлом году во Львове проходили этапы чемпионата Европы в личном зачете, в этом - среди пар. А в Ровно 17 июля состоится полуфинал европейского первенства среди юниоров. То, что Украина получила право на проведение таких масштабных соревнований, свидетельствует о том, что украинский спидвей пошел на подъем.
- Есть ли в Украине гонщики высокого класса?
- Безусловно. Пару лет назад проходил чемпионат мира среди юниоров и наш гонщик стал серебряным призером. Хотелось бы выделить Игоря Марко, который не раз становился победителем и призером на различных международных стратах. Также Александра Лятосинского - многократного чемпиона Украины, обладателя «Золотого шлема Австралии». Есть и молодые перспективные ребята. Всего же в Украине занимаются около 50 человек. Если сравнивать с Польшей, то у них порядка 500 человек. Как вы видите, разница существенная.
- Неужто у нас нет желающих заниматься спидвеем?
- Вся проблема в финансах. Это достаточно дорогой вид спорта. К примеру, возьмем футбол. На начальных стадиях ребята гоняют мяч просто во дворе. А ведь это своеобразная тренировка, наработка определенных навыков. А в спидвее уже с самого начала требуется дорогостоящая материальная база: специальные треки, мотоциклы определенного класса. Для спортсмена высоко уровня его «боевой конь» со всеми наворотами обходится порядка 8 тыс. долларов. (Это класс 500 кубических сантиметров, без тормозов, работает на метиловом спирте). Добавим экипировку - еще полторы тысячи (костюм, шлем, очки, мотоботы и так далее).
- Вы хотите сказать, что в мотоциклах для спидвея нет тормозов...
- Действительно, как такового тормоза нет. Эту функцию выполняет ручка сцепления и на левой ноге специальный башмак притормаживания. Это сделано в целях безопасности. Ведь гонщики на треке развивают скорость до 90 км/ч, а на прямых участках до 200. А теперь представьте, если вдруг кто-то бы затормозил. Слишком большая вероятность падения и травм.
- Судя по всему, это опасный вид спорта.
- Не буду лукавить и говорить нет. Где большие скорости, там всегда присутствует опасность. Но если гонщики технически хорошо подготовлены, владеют всеми правилами спортивной борьбы, то она сводится до минимума. Хотя некоторые моменты просто нельзя предусмотреть.
Пожалуй, самыми сложными являются соревнования, когда на старт выходят молодые гонщики вместе со взрослыми. Опыта у новичков мало, и некоторые стараются победить любой ценой. Не соблюдая правила, они создают опасные моменты, в итоге приводящие к падению. В результате - травмы, иногда достаточно серьезные. К сожалению, случались и трагедии. Об этом неприятно говорить, но так оно и есть. Как видите, цена победы бывает слишком высока.
- В чем же причина большой популярности спидвея?
- Большая скорость и накал борьбы, требующие совершенного владения машиной, делают соревнования очень зрелищными. Все события разворачиваются на короткой, как правило, 400 - метровой гаревой дорожке. Принцип определения победителя самый справедливый - специальная таблица дает возможность каждому встретиться с каждым. За первое место в заезде, где стартуют четверо гонщиков, начисляется три очка, за второе - два и за третье - одно очко. Наибольшая сумма и определяет имя чемпиона.
Те, кто бывал на треке, знают каким трудом дается спортсмену каждое очко. Это совсем не просто на скорости преодолеть четыре круга, выискивать свободный путь между соперниками, которые кажется заняли всю ширину дорожки, принимать на себя летящую почти со скоростью пуль гарь из-под колес мотоциклов. К тому же здесь большую роль играет удача. Ведь как иногда бывает - гонщик готов на все сто, а техника вдруг в самый ответственный момент взяла и подвела. Тут уж ничего не поделаешь.
Ирина КОРЗЮК
Газета "Вечерние Вести"
Киев-Львов-Киев